Емкости для хранения груза стали частью нефтеперерабатывающих заводов, заправочных станций, авиабаз и других объектов. Мы настолько привыкли к этим конструкциям, что кажется, будто они существовали всегда. Но вертикальные емкости, позволяющие хранить топливо или технические растворы, появились не так давно. Первые "версии" сооружений не имели жесткого каркаса. Роль обшивки играла глина, которой обильно смазывали глубокую яму, вырытую в земле. Потребность во вместительных хранилищах была связана с добычей нефти в городе Баку.
Историки считают, что именно 17 век считается датой "рождения" современных аналогов, сделанных из стали. Более крепкие металлические варианты были созданы лишь в 19 веке. Также как модели нашего времени они имели прочный каркас и листовую обшивку. Противокоррозионная защита резервуаров была недостаточной, из-за чего они нуждались в регулярном ремонте. Полимерные покрытия АО «ПКФ Спектр» гарантированно изолируют наружные или внутренние части стальных цистерн от коррозии.
Когда ржавчина разъедает бюджет...
При строительстве объемных сооружений инженеры учитывают высокую агрессивность среды, с которой вступают в контакт элементы цистерны. Специалисты, занимающиеся вопросами антикоррозионной защиты, знают, что этот процесс протекает на поверхностях с разной интенсивностью. Скорость разрушения зависит от типа продукта, температуры, растворенного кислорода, а также других факторов. В нашей таблице описаны зоны, подверженные ржавчине, а также указана степень разрушения металла.
Участок | Причина появления ржавчины | Скорость мм /год |
---|---|---|
Внешние элементы - листы обшивки, лестницы, трубы, клапана, люки, площадки, ограждения. | Попадание атмосферных осадков, оседание росы, а также скопление снега зимой. Основная причина - влага в сочетании с кислородом. Дополнительное загрязнение воздуха приводит к ускорению процессов. | Менее 1 |
Внутренние зоны обшивки крыши, а также "верхнего" (участок, находящийся над грузом) пояса. | В этом месте раствор не соприкасается с металлом. Основную опасность представляют пары, в которых содержится сероводород, углекислота. Соединяясь с влагой, они создают тонкий слой. Противокоррозионная защита элементов резервуаров помогает изолировать подложку от контакта с хранимым грузом. | Около 1,5 |
Зона дна, нижний пояс | Этот участок считается самым нагруженным. Негативное воздействие оказывает подтоварная вода (из-за высокой плотности она скапливается внизу), которая содержит растворенные соли, а также примеси серы. Не меньший урон обшивке наносят отложения, которые скапливаются на дне. Их уровень может достигать около 1,5-3 метров. Из-за наличия солей хлора, а также соединений серы, воды масса оказывает особенно сильное влияние на прочность элементов. Именно поэтому в мероприятия по защите стальных резервуаров от коррозии обязательно включают работы по зачистке дна. | 2-3 |
Участки, постоянно контактирующие со средой -внутренние элементы, расположенные в средней части. | Взаимодействие стальной основы с хранимым грузом, который содержит серу, азот, а также углекислоту (актуально для нефтепродуктов. Другие грузы имеют свои агрессивные примеси). | До 1 |
Какой продукт лучше выбрать?
При выборе метода противокоррозионной защиты вертикальных или горизонтальных резервуаров специалисты учитывают тип жидкости, которая будет храниться внутри. Так, техническая вода меньше разрушает сталь, чем слабые растворы кислот или нефтепродукты.
При этом стоит учитывать, что к материалам, которые используют для покраски внутренних частей, предъявляют более жесткие требования, чем к составам, наносимым на внешние участки. Эмали для наружных деталей отличает атмосферостойкость, возможность выдерживать действие ультрафиолета, а также деформации (расширения и сжатие) корпуса.
При их выборе обязательно учитывают агрессивность окружающей среды (согласно СП 28.13330.2012). Светоотражательная способность покрытия должна быть не менее 98% (по ГОСТ 896-69). Именно поэтому обычно используют краски светлых оттенков. На нашем сайте можно узнать подробные характеристики серой грунт-эмали ХВ-0278.
Требования к "внутренним" составам
Лакокрасочные материалы, которыми покрывают внутренние участки, должны:
- Быть рассчитаны на выбранный тип груза. При строительстве выбирают составы, устойчивые к действию нефтепродуктов. Если же внутри будет находиться масло, технический спирт или моющие растворы нужно убедиться в том, что краска выдержит такой контакт.
- Выдерживать деформации, возникающие при работе емкости. Неподготовленному человеку может показаться, что эти сооружения имеют правильную цилиндрическую форму, однако это не совсем так. На практике перепады температуры, проседание грунта, а также ошибки в сварке приводят к появлению провалов или выпуклостей. Слой ЛКМ, защищающего резервуар из стали от коррозии, обязательно должен быть эластичным.
- Иметь большой срок службы. Работы по обновлению изоляции - затратное мероприятие. В них принимают участие промышленные альпинисты, услуги которых стоят много. Кроме того перед этим нужно слить весь груз. Именно поэтому специалисты выбирают продукты срок службы которых составляет не менее 10-12 лет.
- Быть сертифицированными. Требование особенно важно для эмалей, которые используют для покраски цистерн с авиационным топливом.
- Иметь высокую адгезию к стальной подложке.
Решения от «ПКФ Спектр»
Наша компания - известный российский производитель лакокрасочных материалов. Среди продуктов АО «ПКФ Спектр» есть известные краски, произведенные по ГОСТ, а также покрытия собственной разработки.
Для защиты от коррозии резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов, а также емкостей с другими жидкостями мы предлагаем несколько ЛКМ. Их области применения и преимущества описаны в таблице.
Название | Назначение | Тип пленкообразующего материала | Срок службы, лет |
---|---|---|---|
«АнтикорБЭП-М» | Состав предназначен для нанесения на обшивку баков, цистерн, постоянно контактирующих с жидким грузом. Наша эмаль выдерживает контакт с любыми нефтепродуктами, спиртами, маслами, моющими средствами, а также технической или питьевой водой. При этом ЛКМ не меняет качества жидкости (нейтрален по отношению к ней). Гарантирует надежную защиту стальных и бетонных резервуаров от коррозии. | Модифицированная эпоксидная смола | Не менее 12 |
КО-42 | Краску используют для внутренних частей баков с питьевой водой, а также автомобильных или судовых цистерн. Состав для холодного цинкования соответствует требованиям безопасности. | Этилсиликат | Не менее 3 |
«АнтикорХИМ» | Химстойкую эмаль выбирают для деталей, работающих в агрессивных средах. Она выдерживает действие воды (морской и пресной), растворов кислот, ГСМ, спиртов. | Модифицированная эпоксидная смола | От 9 до 15 |
Важность подготовки основания
Лишенный защитной пленки металл при попадании влаги или осадков быстро покрывается ржавчиной. Увеличить срок службы конструкций позволяют эмали. Но их долговечность напрямую связанна с качеством подготовки подложки.
Документом, регламентирующим ее состояние, является ГОСТ 9.402-2004. В нем описаны также и конкретные этапы, соблюдение которых позволит получить нужный результат.
Основная проблема, с которой сталкиваются маляры - наличие грязи или следов коррозии на стальной основе. Такая пленка мешает составу сцепиться с подложкой, ухудшая адгезию. Большую роль играет и шероховатость.
Главные требования
При обработке учитывают:
- Температуру окружающего воздуха. Она не должна опускаться ниже 15 градусов. При этом уровень влажности в помещении не должен быть выше 80%;
- Перед защитой стальных резервуаров (емкостей) от коррозии нужно убедиться, что температура конструкции больше точки росы не менее чем на три градуса Цельсия;
- Что лишенные дополнительного слоя элементы покрывают краской не позднее чем через 16 часов;
- Что наличие на деталях острых кромок, заусенцев или царапин не допускается. Исключение могут составлять тыльные части конструкций (указывается в НД);
- При нанесении ЛКМ на детали изготовленные методом литья их поверхности не должны иметь дефектов - трещин, раковин или сколов.
Таблицы степени загрязнений и окисления конструкций
Определить уровень загрязненности поверхности поможет таблица, которая содержит информацию из ГОСТ 9.402-2004.
Степень загрязнения | Описание |
---|---|
I | Присутствует тонкий слой смазки или охлаждающей жидкости, смешанный с мелкой металлической стружкой. При этом масса такого состава не должна превышать двух граммов на один квадратный метр. |
II | Вторая степень подразумевает более плотный слой, состоящий из смазочных составов, полировальных паст или других продуктов (более двух грамм на квадратный метр). |
При этом для оценки степени окисления предлагается использовать Таблицу №2 (оригинал).
Степень окисления | Характеристика окисленной поверхности |
---|---|
A | Поверхность стали почти полностью покрыта прочно сцепленной с металлом прочной окалиной, но почти без ржавчины |
B | Поверхность стали начала ржаветь, от нее начинает отставать прокатная окалина |
C | Поверхность стали с отставшей в результате коррозии прокатной окалиной, или с которой окалина была удалена; на поверхности при визуальном осмотре наблюдаются отдельные питтинги |
D | Поверхность стали с отставшей в результате коррозии прокатной окалиной, на которой наблюдается питтинг на всей поверхности при визуальном осмотре |
Этапы работ
Перед тем как начать наносить слой ЛКМ нужно обязательно очистить деталь от грязи или образовавшейся ржавчины. Для этого используют:
- Химические растворы. Наружные элементы обрабатываются обезжиривающими средствами, которые удаляют масляную пленку и жир. Обычно применяют растворители или моющие продукты. В некоторых случаях более эффективно выполнять эту операцию с помощью струи пара. Эти способы обычно выбирают заводы или кампании, выпускающие бытовую технику;
- Оборудование для механической обработки. В этом случае ржавчину, грязь и оставшуюся окалину удаляют с помощью жестких проволочных насадок для УШМ (кордщетки), машин для зачистки абразивными кругами, игольчатых пистолетов, а также другого мобильного инструмента. Плюсом этого способа является его доступность. Минус состоит в том, что при неправильном обращении насадки делают металл отполированным. Это отражается на адгезии покрытия. Но возможна и обратная ситуация, когда на подложки образуются глубокие царапины или острые кромки. Для конструкций с большой площадью этот способ не подходит;
- Абразивоструйные установки. Удаление следов коррозии происходит с помощью абразива, который на высокой скорости ударяется о поверхность основания. Обычно для этих целей используют песок, в который добавляют пресную воду (это позволяет снизить образование пыли). Нередко применяют и стальную дробь. По сравнению с первыми двумя вариантами такая зачистка считается более эффективной. Детали лишаются слоя масленой пленки, жира, ржавчины, а также окалины. По стандарту ИСО 8501-1 этот метод имеет обозначение «Sa».
Покрытия для наружных элементов
Для окрашивания внешних участков подходят не все средства. Чтобы полимер продержался на металле как можно дольше, важно выбирать только атмосферостойкие продукты. Эмали «АнтикорУретан» и «АнтикорСпринт» используют для защиты от коррозии наружных деталей резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов или других жидкостей.
Краску «АнтикорУретан» отличают высокие декоративные качества готового покрытия (глянец), благодаря чему ей можно покрывать конструкции, которые находятся на виду - мосты, ограждения, вертикальные емкости, трубопроводные эстакады и т.д. Срок службы - около 15 лет.
Преимущество состава «АнтикорСпринт» - быстрое время высыхания. Для достижения третьей степени высыхания материалу требуется всего 30 минут. Срок службы - более 10 лет. Оба варианта имеют эластичный слой, высокую адгезию к стальной подложке и устойчивость к УФ-лучам.